?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Башкиры о Башкирии...



Писатель Анатолий Генатулин: «Попытка навести в Башкирии гламур — это очень опасная тенденция»
Анатолий Генатулин (Талха Юмабаевич Гиниятуллин) о своем творчестве говорит с большой не охотой, выражаясь словами Паустовского: «сказать о себе, что ты — писатель, равно тому, что сказать я — хороший человек». Каждое лето Талха Юмабаевич проводит на своей малой родине — в селе Уразово Учалинского района. О башкирской природе, о литературном процессе, о гламуре и не только…
В: Как Вам отдыхается в родных краях? Какие задумки появились на учалинской земле?
О: А я не отдыхаю. Отдыхает тот, кто работает целый год где-нибудь на производстве. Я просто живу, как жил в Москве, так и здесь. Занимаюсь тем же. Я всегда что-то пишу. Но что об этом говорить…
Какие планы? А какие планы могут быть в 82 года? Сейчас литература никому не нужна. Если заплатишь — напечатают все, что угодно, пожалуйста. Сегодня так и делают, печатают любую халтуру, графоманство. Наверное, поэтому у людей сегодня очень низкий уровень развития. Совсем не понимают художественную литературу. Даже школьные учителя в Уразово всё выискивают у меня прототипов среди знакомых и близких. Путают литературу с публицистикой. Я объясняю: «Нет прототипа! Все люди похожи». Вот Чехов также мучался: Левитан на него обижался из-за «Попрыгуньи». Не понимают, что искусство — это вымысел. Бунин, Чехов и другие — они брали какое-то заурядное явление и немножко приподнимали. Искусство всегда примерно на два порядка выше действительности. Художник как бы направляет лучик света на свой объект. Когда в журнале «Башкортостан кызы» был напечатан как-то мой небольшой рассказ о трех братьях «Повитуха», ко мне на улице подошел пьяный старик с возгласами: «Ты зачем так о моих братьях написал?» А что я мог написать о них? Дожили до седых волос и все еще пьяные, клянчат на водку.

В: Значит, в деревне вас принимают не так дружелюбно?
О: Испокон веку существует пропасть между интеллигенцией и деревней. И эта борьба продолжается по сей день. Бунин еще страдал от этого: его усадьбу подожгли крестьяне, он чуть не погиб. Почему он в своих произведениях изображает мужиков такими дремучими? На что он сам отвечает, вы ведь сами столетиями этого мужика показывали звероподобными, в то же время говорите о каком-то абстрактном народе. Что такое народ? Это все для вранья, для лозунгов. Народ — это Иванов, Петров, Сидоров. Тот, кто идет по деревне пьяный, не работает — это тоже народ. Тот же купец, крестьянин — это народ. А гуманисты всю жизнь писали об абстрактном народе. У нас очень много бедных, очень много недовольных людей. Поэтому верхам есть, над чем призадуматься, и проявить осторожность. В Москве много гнилых домов, Лужков строит элитное жильё для богачей, то же самое и у вас в Уфе... А недовольство тем временем копится…

В: Неужели всё так печально?
О: Вот именно, вы всегда ищете позитив, как башкирские газеты. Что позитивного? Светит солнце, луга, сеном пахнет в деревне, красиво. Природа — вот позитив. А по улице в это время идет пьяный мужик, кроет матюками все на свете. Много пьяных, много дегенератов, рожденных от пьяниц. Они не способны работать по настоящему. В деревне основная масса жителей — пожилые люди. Они всю жизнь работали в навозе, все теперь больные. И за все свои труды и лишения получают сегодня мизерные пенсии. И знаете, они довольны этим! Но нельзя так льстить народу. Попытка навести в Башкирии гламур - это очень опасная тенденция. Да, страна работает, но ведь задача художника не восхвалять мужика или рабочего. Это норма жизни, так и должно быть. Люди должны жить, работать. А если будем закрывать глаза на недостатки как при коммунистах, чем это кончилось? Где сейчас КПСС? Их нет. Меня ругали за то, что я не писал о героизме на войне. Восклицали, как же это так бояться пуль?


В: В последнее время на культуру обратили внимание на уровне государства...
О: Смотря, что считать культурой. Вон по телевизору выкаблучиваютcя, это тоже культура. Эти безголосые «звезды», они тоже якобы считаются культурой. Другое дело, что-то народное. С удовольствием слушаю башкирские, татарские песни. А как таковой нет уже культуры. Нет литературы. Но как же без литературы, литературы качественной они хотят построить общество благоденствия? Литература ведь меняет человека. Например, война 1812 года, нашествие Наполеона, Бородинское сражение. В учебнике истории об этом повествует совершенно скучный текст на двух-трех страницах. Другое дело — Толстой. Пусть там много вымысла, много обобщенных образов, но именно через них мы видим дух того времени, что там происходило на самом деле. Вот что значит литература. Литература в образах закрепляет свое время, и напоминает человеку об этом. Выявляет многое, о чем человек даже не догадывается. Но сейчас у нас не любят правду, как впрочем всегда. Я написал небольшой рассказ «За голубым забором» о том, как в наше время затопило целый поселок. Не напечатали, сказали так нельзя писать.

В: А как сейчас обстоит с публикациями?
О: Сейчас башкирам в этом отношении спасибо, издают мои книги. Вот уже третья книга вышла. С трудом, но издается. Последнюю книгу я ждал семь лет. Хотя за эти семь лет можно написать семь книг. Город Учалы за свой счет выпустил книгу "Что там за холмами?". Я не смог заплатить, они нашли деньги... Печатают в "Бельских просторах", спасибо им за это, но проходит все как-то незаметно. Должна быть критика, пусть ругательная, но какая-та обратная связь. Но этого нет. Никто этим сейчас не интересуется. Даже в основной массе газет теперь совершенно нет мышления. Есть только голая констатация фактов. А где анализ? Его нет.
 
спиЖЖено у gabdrafikova

Profile

revinform
revinform

Latest Month

August 2010
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner